Автономия татар Москвы: память сильнее времени. Завершающее цикл интервью с руководителем Автономии татар Москвы Фарисовым Фаритом Фарисовичем

В номерах газеты 1 и 2 2021 года мы публиковали предложения «Концепция развития татарского народа» от Автономии татар Москвы (статья «Концепция»).

—Фарит Фарисович, есть мнение, что татарское пассионарное возрождение невозможно без печатных материалов. Расскажите про ваши книги?

— На сегодняшний день их более двадцати. Сейчас работаю над новой книгой, она посвящена 70-летию моего друга, героя России Ахмата-Хаджи Кадырова. Это художественно-документальная повесть «Белые волки», и она охватывает разные эпохи, страны, события. В ней я намеренно использую разные стили повествования и через судьбы наших всемирно знаменитых соотечественников Карима Хакимова, Ахмата Кадырова, Эрнста Мулдашева,Махмуда Гареева, Махмуда Рафикова, Рената Харисова и Фикрята Табеева показываю величие человеческого духа, значение патриотизма, важность преданности профессиональному долгу. Сейчас думаю над иллюстрациями,хотелось бы их сделать самому.

— Вы рисуете?

— Нет, но увлекался, когда был школьником — рисовал и даже вязал. Я был беспокойным ребенком. Для того чтобы «сделать усидчивым», меня научили вязать, вышивать. Я этого, конечно, стеснялся, скрывал. Потом, когда узнал,что в Мекке Каабу обшивают только мужчины, о своем увлечении начал говорить смелее. Носки вязал, но не мог никогда закончить, так и не научился. Зато крестиком вышивал подушки.

— О чем еще Ваша книга?

— Она о нашей жизни: о ее прошлом и настоящем. Ну вот, например, одна из сюжетных линий разворачивается вокруг становления дипломатических отношений нашего государства с одной из ведущих стран исламского мира— Королевством Саудовская Аравия — и о «красном паше» Кариме Хакимове. (Карим Хакимов (1892–1938), советский дипломат, первый полномочный представитель Советской России в арабских странах; внес значительный вклад в установление партнерских отношений СССР и арабо-персидского мира; принимал прямое участие в становлении нового сударства Саудитов; стал личным другом основателя правящей сегодня династии Абдель Азиза ибн Сауда, завоевал симпатии простых жителей Аравийского полуострова. – Прим. ред.). Параллельно рассказывается о событиях первой и второй войн в Чечне. В какой-то момент, казалось бы, абсолютно не связанные события становятся звеньями одной цепи и дают неожиданный поворот всему повествованию. Выводы из этой истории каждый читатель сделает для себя сам, я думаю.

— Спасибо.

Касательно выводов — слышал одну реальную историю: «В 1996 году на Кипре погиб один состоятельный человек. Остались жена и дочка. Похоронили. В 2016 году на ломаном английском звонят в Москву, спрашивают: «У Вас есть такой-то друг?» — «Да» — «На христианском кладбище его время истекает. Будете продлевать?» — «В смысле?» — «Будете платить, чтобы он еще 40 лет пролежал?» — «Вы знаете, он мне не родственник, там осталась жена состоятельная и дочка» — «Жена и дочка сказали, что им все равно». Дочка с матерью не общаются, у обеих другая жизнь. Когда этот человек пришел на работу,встретился с турком. Тот удивился, сказал, что на турецком Кипре на кладбище не берут денег за захоронение». Вот что там происходит с людьми. Такое ощущение, что западный мир сейчас скатывается в моральном плане на исключительную ценность выгоды. А в евразийском мире всегда была главная моральная ценность —справедливость. Так что соглашусь с фразой из аннотации к одной из ваших книг: воспитание важнее знания.А что в контексте этой фразы вы думаете о татарском образовании?Говорят, например, что нужен татарский университет в Казани.

— Скажу честно. Есть вопросы, о которых должны рассуждать специалисты. Говорят: «Если ты ни на что не способен, ты не должен хотеть ничего». Также и здесь: высокие материи нужно оставить людям, которые в этом разбираются. Я, например, могу говорить о некоторых аспектах сохранения татарского языка, его изучения детьми, популяризации среди молодежи. Но мои знания ограничены. Дальше это должны делать специалисты.

— Кого еще можете выделить из современных пассионариев, кто занимается татарским вопросом?

Уровень своих задач и вопросов я хорошо знаю, например, благодаря Ильдару Ирековичу Гильмутдинову. Это один из депутатов Государственной Думы, представляющих Республику Татарстан, который глубоко погружен в состояния дел. Он ответит на все вопросы детально, не как дилетант, а именно «изнутри».

— Есть ли у вас предложения по развитию культуры Татарстана?

2021-й год в РТ — год сохранения родных языков и народного единства.— Мы уже не только предложили, но и реализовали: это серия проектов «АкБуре», и проект рассчитан на несколько лет. Вообще, посоветовать что-то невозможно: чем старше становишься, тем яснее это осознаешь. У тебя все прибавляется знаний — но тем отчетливее понимаешь, что именно тех, которых у тебя нет, остается гораздо больше. Да и как можно давать советы Татарстану? Он уже идет тем путем, которым идет. Возглавляет его достойный человек. Если же говорить о пожеланиях, рекомендациях… Мне хотелось бы, чтобы мы отдали дань тем татарстанцам, которым во время празднования 100-летия РТ не было, на мой взгляд, уделено достаточного внимания. Я говорю про Фикрята Табеева, говорю про Халяфа Низамова. Потому что если мы не будем знать о них, помнить и уважать их путь и достижения, это будет неправильно. Это наследие мы должны передать потомкам. Многие достойнейшие наши соотечественники заслужили более масштабного чествования. Они — пример для молодежи. На них и нужно делать акцент. Татарстан лидирует сегодня по многим позициям, но это как в спорте: нужно не просто занять первое место. Нужно суметь его еще и удержать.Почему мы лидеры? Как сказал Халяф Мухаметович, мы сохранили былое устройство, и именно это дало такой толчок к развитию.

Нет случайных людей в руководстве республики, города, отраслей. Как только неспециалисты приходят на места, которым не соответствуют, происходит сбой. А в Татарстан все приезжают и берут пример. Пример чего? Того, что построил Фикрят Табеев, продолжали другие руководители. Минтимер Шаймиев усовершенствовал систему, дал ей свой новый импульс. Рустам Минниханов и Ильсур Метшин внесли новое, адаптировали процессы к тем условиям, которые актуальны сейчас.

— Какие вызовы, по-вашему мнению, сегодня стоят перед нашим обществом наиболее остро?

— Сегодня, в век информационных технологий, многое решается одним кликом. И наиболее опасно это для подрастающих поколений. Поэтому так важно патриотическое воспитание российской молодежи. Им нужно, в том числе, больше рассказывать о татарской интеллигенции, которая была стерта с лица земли в 1926–1932 годы. Жаль, что в год 100-летия ТАССР, например,не был поднят вопрос о Мирсаиде Султан-Галиеве. А это тот человек, который упоминался в одном ряду с Лениным и Сталиным. Настолько он был значимой фигурой. А сколько вместе с ним было уничтожено представителей духовенства…

— Русская нация тоже понесла такой урон? Или нет?

— Понесла, но она сумела сохранить Русскую православную церковь, свою школу. Возрождение русского православия происходило не на пустом месте.Татарская же школа Кул Гали была вырезана под корень. Все книги сожжены. Муллы были не просто сосланы, а расстреляны. Вот небольшой, но страшный пример: в 1932 году в одной мечети были убиты 32 человека. А унас же была самая передовая интеллигенция, взрастить которую очень трудно. Ведь не только армия делает великой страну — это делают ученые,учителя, врачи.

— И в заключение беседы сменим тему. У Рашита Ахметова был вывод, что где-то 70% доходов РТ уходят в Москву. Что вы об этом думаете?

—Не совсем корректная постановка вопроса. Я сам — человек федерального мышления. В Татарстане проживает только часть от всего количества татар России. Остальные расселились за пределами республики.Что касается доходов, и Москва, и Татарстан — это все Россия. А для того,чтобы наши деньги правильно распределялись, нужно вести правильный диалог. За это надо мирно бороться. Самое мерзкое, что я видел, — это война. У нас великолепная республика — она для остальных субъектов пример толерантности, пример того, что с татарами нужно дружить, что с татарами жить хорошо, что мы одна нация. Исторически сложилось так, что нам — татарам и русским —предопределено жить вместе. Если будет какая-то глобальная ротация в мире, на кого мы можем рассчитывать? У русских те же вызовы, с которым сталкиваемся сегодня и мы, татары .Запад хочет нас всех поссорить, чтобы решить свои проблемы. Нам нужно это понимать, не поддаваться на провокации, а находить решения. Татары, например, без русских не выживут: моя земля — от Татарского пролива до Калининграда, от Черного моря до Белого моря. Это все наша земля. Татары ее без русских удержат? Нет. А русские ее без татар? Нет. Нам предопределено быть вместе.

— Спасибо за интересное интервью, Фарит Фарисович. Мне видится,что именно первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев,которому 20 января 2021 г. исполнилось 84 года, создал условия для этой настоящей толерантности в республике, предотвратив силовой конфликт. Желаем ему долгих лет жизни, новых радостей, счастья и побед! Желаем удачи Автономии татар Москвы и Вам, Фарит Фарисович, в Вашей деятельности!

Беседовал Руслан АХМЕТОВ.


© 2022 Фарисов Фарит Фарисович
Яндекс.Метрика